Project Runway (Проект Подиум) — реалити-шоу, участники которого должны в заданные сроки и на заданную тему создавать (по возможности модную) одежду — это одна из самых популярных телепередач в США. Американский «Проект Подиум» во главе с бессменной ведущей Хайди Клум стартовал в 2004 году; всего состоялось семь сезонов, последний из которых завершился в 2010 году, а четыре из них вышли на DVD. Успех проекта превзошел самые смелые ожидания, и концепция шоу была использована при создании телепроектов почти в 20 странах мира.
Так как шоу — американское и посвящено моде, то Барби не могла не выступить на нем в качестве модели. В 2005 году, в третьем эпизоде второго сезона, All Dolled Up («Разодетые как куклы»), участники получили задание: одеть моделей в наряды, которые бы органично смотрелись на куклах My Scene, и продублировать аутфиты в кукольном формате. В напряженной борьбе победил американский дизайнер греческого происхождения Ник Верреос / Nick Verreos, владелец бренда Nikolaki. Этот модельер (будем честны — не самый известный в мире) сумел великолепно ухватить суть задания и создал очень кукольный, яркий и при этом стильный аутфит, дизайн которого лег в основу релиза My Scene Barbie Project Runway. Кукла стала первой My Scene, которой был присвоен коллекционный статус; сейчас ее практически не купить, а ценники доходят до 200$ — неслыханная сумма для симпатичных, но все-таки игровых «майсинок»!
Оригинал был продан с аукциона на сайте Project Runway в 2006 году. Владельцу куклы-прототипа пришлось отдать за нее 870$ (начальная ставка равнялась 20$). Фото http://projectrunway.auction.seenon.com
Нужно сказать, что на этом сотрудничество Ника Верреоса с Mattel не закончилось. Накануне пятидесятилетия Барби фирма пригласила модельера поучаствовать в создании праздничной куклы в единственном экземпляре. На эту Барби по имени Malibu Birthday Gala Barbie можно полюбоваться здесь. Этот же аутфит существует в «человеческом» масштабе.
Русский «Проект Подиум» обратился к вечной сопернице Барби — Братц. Что не удивило кукольников, уже давно заметивших, что в детских магазинах России новинки Bratz появляются едва ли не сразу после американской «премьеры» (а еще множество детских аксессуаров, а еще реклама по ТВ…), а Барби в тех же магазинах скромно ютятся на паре полок против пестрой и переливающейся стены с куклами от MGA Entertainment, которая «давит» если не блеском, то числом. А новинок Mattel приходится ждать месяцами, если не годами: куклы Monster High — американский хит 2010 года — появились в стране только сейчас… И если вспомнить подпитанный гипнотической рекламой Барби-бум 1990-х и посмотреть на нынешний рост продаж Барби во всем остальном мире, становится очевидно: это вовсе не «Братц победили Барби», это российские представители MGA Entertainment победили российских представителей Mattel.
То, что Bratz «прорвалась» на русский Проект Подиум, стало одним из свидетельств этой победы. А ведь бренд встречает гораздо более активное сопротивление со стороны российских родителей («непропорциональные, уродливые, безвкусные, развратные куклы»), чем Барби! Но вернемся к теме: дизайнеры получили задание одеть свою модель в «кукольную» одежду в стиле Братц.
Для того, чтобы молодые дизайнеры познакомились с целевой аудиторией лично, их выпустили к детям, которые рассказали, почему они считают Братц «классными» и что им больше всего нравится в кукольных нарядах. Одна из участниц проекта констатировала: «Девочка мне показала куклу, которая ей понравилась, а она ей понравилась потому, что кукла очень сильно блестела».
Однако самое интересное началось, когда дизайнеры приступили к работе. Такое ощущение, что как минимум для половины из них встреча с детьми прошла зря, а условия конкурса забылись. Особенно показателен такой комментарий: «Я делала один из своих любимых силуэтов. Женщина-ребенок, хорошая девочка… Я вдохновлялась Одри Хэпберн». Какое отношение стиль Одри Хэпберн может иметь к «плохой девчонке» Братц в ее вызывающе-ярких нарядах, непонятно. Но еще более поразительно, что конкурс выиграл дизайнер, который вдохновлялся… «Русскими Сезонами»! Дмитрий Неу создал очень взрослый костюм серого (!!!) цвета с открытой спиной, уточнив: «Я практически уверен, что ни одну маленькую девочку не привлечет такое сочетание… Но никогда в своей жизни я не работал для детей и работать не планирую». В жюри высказались: «Он взял задание, взял от него 10% и показал свое Я», но это почему-то не помешало Дмитрию стать победителем тура.
Между тем, два очень «кукольных» дизайна были оценены крайне низко.
Жюри заострило внимание на «безвкусности» этих аутфитов. «Может быть, Вашу девочку или какую-то абстрактную куклу эти вещи бы украсили, но Вашу модель они портят…Где Ваш вкус, в конце концов?»; «Здесь явно нет отсутствия вкуса. Здесь просто плохой вкус». Но какие могут быть претензии к цветам и блесткам, когда в начале программы конкурсантам предложили вдохновиться детскими куклами Bratz? Однако одна из участниц жюри признала: «Я как мама двоих девочек могу точно сказать — из всех дети выберут точно ваши две модели».
После завершения съемок программы целая партия кукол Bratz отправилась в один из детских домов Москвы.
Интересно, что незадолго до окончания работы над «человеческой» одеждой участникам дали еще одно задание — создать из обрезков костюм для куклы. Те, кто шьет на кукол, знают, что на сложный аутфит может уйти несколько дней кропотливой работы, а то и больше. «Кажется, что оно маленькое и оно быстро, но на самом деле это ювелирная работа, которую надо просто сидеть и выделывать…» Жаль, что результаты этой работы зрителям показали лишь мельком: модели выходили на подиум, держа своих кукол в руках, а больше эти куклы на экране не появились.
Екатерина Зиборова для www.barbieplanet.ru
P.S. Куклам Bratz отдали предпочтение и в канадской версии Project Runway. Как канадцы справились с одеванием Братц, можно увидеть здесь.
***
Серию Проекта Подиум КУКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ смотрите здесь
Статью о ДИЗАЙНЕРСКИХ БАРБИ И ИНДУСТРИИ МОДЫ можно прочесть здесь