Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru
Великий мастер эпатажа, певец «штамповки» и главный американский провокатор XX века, Энди Уорхол по определению не мог проигнорировать Барби. Наибольшую известность приобрели его картины с главными символами эпохи — одушевленными и неодушевленными, растиражированными масс-медиа и превратившимися в культурные штампы. Сейчас фотообразы, припечатанные Уорхолом к холсту в галлюциногенно-красочных вариациях, тиражируются и далее, и этот процесс начинает напоминать дурную бесконечность. (Помню, как мерила безумную шляпу какого-то японского дизайнера с глянцевым бананом на фетре, и с подкладкой, запринтованной портретами Мерлин Монро, которые я незадолго до того разглядывала вживую на выставке Уорхола. — прим. Екатерины Зиборовой)
При всей расхожести тематик, работы Уорхола сквозят какой-то удивительно искренней личной привязанностью автора к хрестоматийным образам — и простым вещицам, которые, как говорят, художник с трепетом выискивал и скупал по магазинам, лавкам и блошиным рынкам. Допускаю, что Барби у него тоже была, и не одна.
Барри Блайндерман, директор галереи при Иллинойском университете, сказал: «Уорхолу было просто неважно, реально ли существует личность, которую он изображает». Этот портрет идеальной женщины был создан Уорхолом за два года до кончины. Сейчас портретом владеет компания Mattel. Надо отметить, что этот принт оказался на обложке исторической антологии The Art of Barbie (1994 г. и последующие переиздания), подготовленной и выпущенной по инициативе Mattel. В издании собраны произведения более 100 художников, посвятивших кукле свои творения. Mattel в 2010 году даже выступил в качестве спонсора выставки The Warholian в Калвер Сити, США (совместно с производителем шампанского Дом Периньон!)
Barbie. Andy Warhol, 1985
На портрете Барби запечатлена со светлыми волосами и голубыми глазами (блондинка Барби — образ канонический) и с молдом Superstar (1976/77-1999), который входит в число самых узнаваемых лиц мира. На картине изображена Peaches ‘n Cream Barbie (1985).
Фирменный стиль Уорхола всегда провоцировал художников и дизайнеров на создание трибьютов. Эта работа явно не подлинник (ссылка на исходник), к тому же она копирует знаменитый портрет Мерлин Монро — да и молд изображенной куклы больше похож на Generation Girl от 1999 года:
Это фотография из центра Barbie World в Шанхае, которая сделана в 2009 году. Источник вдохновения вполне определенный.
А такие сценки — уже из категории фанарта. Диорама Andy Warhol: The Factory была создана Дэвидом Говардом для национальной конвенции Барби в 2002 году.
P.S. Существует Барби, которую можно с полным правом назвать квинтэссенцией уорхолианы: это Campbell’s Alphabet Soup Barbie (1999). Был бы у нее молд Superstar…
Екатерина Зиборова, www.dollplanet.ru