Барби и индустрия моды. Дизайнерские куклы

Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru

Барби продаётся практически везде, и ее хорошо знают даже там, где она официально запрещена. Но придя в ближайший магазин игрушек, Вы скорее всего наткнетесь на розовые полки с принцессами, русалками и «Модными Штучками» в блестках. Такова жестокая реальность выживания детской куклы в современном мире. На Барби всегда работала большая команда маркетологов, и Барби всегда старалась отвечать реальным запросам потребителей — даже если нам с вами такие куклы кажутся пошлыми, безыдейными и попросту убогими. Чтобы продаваться многомиллионными тиражами, Барби была вынуждена оставаться модной: в 60-е — сексапильной молодой моделью, в 70-е — представительницей субкультуры MOD, а в 80-е и 90-е носить леггинсы и мини-юбки ядовитых цветов.

В конце 90-х и начале 2000-х соответствовать единому стилю эпохи стало сложно.  Маленькие девочки обожают балерин и принцесс, розовые блестки и атласные бантики. Дети постарше хотят казаться взрослее и одеваться как гламурные поп-звезды. Взрослые коллекционеры предпочитают ретро-стиль, энтертоймент (куклы-герои фильмов и т.д.), и просто кукол, которые воспринимаются скорее как объект современного дизайна. Барби, которых по праву считают объектами дизайна (коллекционные Барби), многочисленны — но Вы их не увидите в ближайшем Детском Мире. Работая в магазине для взрослых коллекционеров кукол, мы постоянно сталкиваемся с реакцией: «Неужели это всё Барби?! Это не может быть Барби! Барби же пошлые и блестящие!» Отношение человека к кукле Барби как таковой может радикально поменяться в тот момент, когда он видит на ее коробке лейбл Christian Dior или Escada, а вместо усыпанной блестками блондинки в розовом внутри оказывается роскошная кукла.

Коллекционная кукла Барби Escada Barbie

Понятно, почему Mattel стремится сотрудничать с дизайнерами «человеческой одежды». Фирма получает статус, престиж и громкое имя на коробке, которое само рекламирует куклу.  Многие модные дома охотно идут на лицензирование: парадоксально, но это сотрудничество выгодно для обеих сторон. Во-первых, тиражи коллекционных кукол Mattel позволяют приобщиться к высокой моде даже представителю среднего класса, который никогда не купит вечернее платье от Versace. Во-вторых, коллекционных кукол Барби часто дарят детям заботливые родители, желающие для своих дочерей самого лучшего. Так у ребенка с самого детства развивается бренд-лояльность, и когда девочка подрастет, она охотнее будет покупать дорогие качественные вещи от этих брендов, а не имитации для масс-маркета. В-третьих, Барби на рынке более полувека, и за это время она стала настоящей поп-иконой со всеми вытекающими последствиями. Чтобы имя модного дома или дизайнера было удостоено появиться на коробке с Барби, это имя должно иметь серьезный вес в мире реальной моды. К тому же каждый совместный проект Mattel и модного дома становится громким инфоповодом. Иногда получается и так, что имя Барби делает дизайнера более широко известным — а не наоборот. Например, замечательный ювелир Стефано Кантури сейчас фигурирует во всех новостных лентах прежде всего как создатель самой дорогой Барби в мире.

Так называемые «дизайнерские Барби» составляют самостоятельный сегмент коллекционных Барби. Но к ним не относятся штучные ООАКи для конвенций, аукционов и т.д. (та же Барби Стефано Кантури или Барби от De Beers к 40-летию куклы), а также спецвыпуски в сотрудничестве с брендами одежды для масс-маркета (например, Benetton, GapFashionistas для сети Peek & Cloppenburg, и т.д.) Дизайнерская Барби — это прежде всего коллекционная кукла Барби, как правило с ограниченным тиражом, созданная по лицензии и практически всегда при непосредственном участии представителей модного дома или дизайнера лично.

Типы дизайнерских Барби

Культовые европейские дома мод

Компания Mattel ориентирована прежде всего на внутренний американский рынок, поэтому из культовых европейских брендов выбираются именно те, которые либо хорошо продаются в США, либо ассоциируются только с высокой модой.

Сотрудничество с европейскими модными домами началось достаточно поздно — лишь во второй половине 1990-х годов, и расцвет этого направления приходится на 2000-е: из новинок последних лет можно вспомнить роскошную серию трех кукол от Кристиана Лабутена (Christian Louboutin Barbie), для которых был создан новый молд Louboutin/Glimmer. Миниатюрные копии обуви Лабутена, упакованные в настоящие обувные коробки, сводят с ума даже тех, кто не интересуется Барби. Понятно, что охвачены еще не все европейские дома и модельеры — мы пока не дождались тиражных Prada Barbie, Vivienne Westwood Barbie, John Galliano Barbie, Sonia Rykiel Barbie и т.д.

Американцев интересует не только настоящее, но и прошлое европейских домов. Ведь эта одежда знакома им по гардеробам голливудских звезд 1950-1960 годов — например, Одри Хэпберн, Грейс Келли и многих других. Кукла, которую называют самой успешной дизайнерской Барби, Christian Dior Barbie #2 (1996/1997) — это кукла к юбилею модного дома Dior, которому в 1997 году исполнилось 50 лет. Аутфит этой куклы представляет собой миниатюрную копию легендарного костюма из первой коллекции Кристиана Диора, запечатленного фотографом Вилли Мейером.

коллекционная кукла Барби Кристиана Диора Кристиан Диор New Look

Для создания другой куклы легендарного французского дома — Givenchy Barbie (1999) — компания Mattel обратилась к группе LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy — владельцы бренда Givenchy). Компания запросила разрешение на использование классического дизайна 1950-х, и таким дизайном стало платье, которое носила в 1956 году супермодель Anne Sainte-Marie. Кукла Барби от Живанши оказалась гораздо более современной, чем последняя кукла Dior — такое платье вполне могла бы надеть и женщина XXI века.

С Mattel сотрудничали такие модные дома и модельеры из Европы, как Christian Dior, Givenchy, Hanae Mori, Versace, Escada, Burberry, Diane von Furstenberg, Erte (2 фарфоровых релиза как трибьют модному дому), Armani, Christian Louboutin, Philipp Plein. Дизайнерские Барби под этими брендами позволили восстановить статус Барби как главной fashion-куклы в Европе.

Американские модные дома и дизайнеры

Американская мода — довольно сложное явление в отличие от европейской, где четко прочитывается иерархия брендов и принадлежность к национальным школам. Американский рынок очень велик. Моду западного побережья (Лос-Анджелес) и моду восточного побережья (Нью-Йорк) различить достаточно просто. Сравните первый сет Juicy Couture Barbie с куклой Ralph Lauren Barbie или Donna Karan Barbie:

коллекционные куклы барби Juicy Couture

коллекционная кукла Барби дизайнерская Donna Karan Barbie коллекционная кукла Барби дизайнерская Ralph Lauren Barbie

Вверху: сет Juicy Couture Barbie. Слева: Donna Karan Barbie. Справа Ralph Lauren Barbie

Далее мы имеем фэшн-элиту, которая одевает самых богатых и знаменитых людей Америки для выходов в свет. Это такие имена, которые сравнимы с европейской классикой: Carolina Herrera, Oscar de la Renta, Ralph Laurent. Сюда же можно отнести дизайнеров, специализирующихся на вечерней и свадебной моде: Vera Wang, Reem Acra, Badgley Mischka, Monique Lhuillier.

Барби одевали и уже почившие или почти почившие, но некогда славные, дома моды. Например, Bill Blass Barbie, Todd Oldham Barbie.

Дизайнерская Барби Bill Blass Barbie

Bill Blass Barbie

Среди дизайнерских Барби можно выделить целый список кукол, созданных относительно молодыми дизайнерами — или дизайнерами, которые более известны своими аксессуарами (например, сумками). Cynthia Rowley, Dooney & Bourke, Kate Spade, Lilly Pulitzer, Paul Frank. Есть и дизайнеры, чье имя нам ни о чем не говорит, потому они работают на американский миддл-класс (Nicole Miller).

Коллекционная кукла Барби Лили Пулитцер Lilly Pulitzer Barbie Коллекционная кукла Барби Dooney Bourke

Слева направо: Lilly Pulitzer Barbie (сет), Dooney & Bourke Barbie

Такие дизайнеры, как Nolan Miller и Bob Mackie, больше известны своей работой в шоу-бизнесе. Поэтому Барби, одевающиеся у этих модельеров, одеты особенно экстравагантно.

Список американских дизайнеров, работавших с Барби (на март 2011):

Todd Oldham, Bill Blass, Anne Klein, Badgley Mischka, Billy Boy, Byron Lars, Cynthia Rowley, Paul FrankAnna Sui, Bob Mackie, Zac Posen, Carolina Herrera, Calvin Klein, Donna Karan (DKNY), Dooney & Bourke, Vera Wang, Juicy Couture, Judith Leiber, Kate Spade, Lilly Pulitzer, Monique Lhuillier, Nicole Miller, Nolan Miller, Oscar De La Renta, Paul Frank, Ralph Lauren, Reem Acra, Jonathan Adler, Kimora Lee Simmons, Tarina Tarantino.

Особняком стоят такие модельеры, как Боб Мэкки (Bob Mackie) и Байрон Ларс (Byron Lars). Они сотрудничают с Mattel на регулярной основе, оставаясь независимыми фэшн-дизайнерами.

Коллекционная кукла Барби Байрона Ларса Byron Lars Mbili Barbie Коллекционная кукла Барби Байрона Ларса Byron Lars Mbili Barbie

Слева: Byron Lars Mbili Barbie. Справа: Bob Mackie Cher Barbie (2007)

Если у других брендов всего по 1-2 (реже 3) релиза, то счет кукол от Мэкки и Ларса уже идет на десятки. Их слава в сообществе коллекционеров кукол в XXI веке, честно говоря, превосходит их популярность в мире человеческой моды. От редакции BP: Дизайнер! Страшись Четвертого Релиза от Маттел! Это может означать, что твои позиции в фэшн-коммьюнити пошатнулись!

«Собственные» дизайнеры Mattel (in-house designers)

Куклы от «собственных» дизайнеров Mattel в большинстве классификаций не относятся к дизайнерским Барби. Однако, поскольку у этих кукол на коробке значится имя дизайнера, это уже не обезличенный продукт мегакорпорации. Естественно, над любой Барби работает профессиональный дизайнер, а часто и не один. Долгое время Mattel не афишировал имена создателей конкретных релизов, считая, что потребителю достаточно знать только бренд. Но когда коллекционирование кукол Барби приобрело серьезные масштабы, выяснилось, что коллекционеры хотят «знать своих героев в лицо». Стало понятно, что вещь с именем автора котируется выше, чем просто очередная красивая коллекционная Барби. «Первой ласточкой» стала The Classique Collection, запущенная в 1992 году. Дизайнер первой куклой коллекции, Кэрол Спенсер (Carol Spencer), двумя годами позже оказалась первым дизайнером Mattel, получившим право подписать саму куклу (рядом с логотипом Mattel), а не только ее коробку и паспорт. На коробке каждой куклы был приведен небольшой текст об авторе образа куклы.

коллекционная кукла Барби Кэрол Спенсер Gold Jubilee Barbie

«Подписанная» кукла Кэрол Спенсер — Gold Jubilee Barbie (1994)

Звездой среди собственных дизайнеров Mattel считается Роберт Бест (Robert Best). Его работы всегда подписаны и всегда анонсируются именно как работы Роберта Беста.

Коллекционная кукла Барби Silkstone Barbie от Роберта Беста

Silkstone Barbie Роберта Беста — Tribute Barbie (2010) к 10-летию коллекции Silkstone

Он фактически является лицом Mattel, выступает на конвенциях, ездит на конференции, общается с коллекционерами, раздает автографы (прим. BP: интересно, когда он работает?). Таким образом Mattel пытается конкурировать с кукольными брендами отдельных дизайнеров, чье имя часто оказывается важнее, чем сам бренд (вспомним Джейсона Ву и Integrity Toys, Мэла Одома и Ashton Drake, Роберта Тоннера и Tonner Doll Company).

Подводя итоги

Барби — это fashion-кукла. Но долгое время она была оторвана от мира реальной моды, хотя и отражала основные тренды. Современная коллекционная fashion-кукла не может себе этого позволить: все главные конкуренты Барби на мировом рынке созданы настоящими фэшн-дизайнерами, работающими по законам модной индустрии. К сожалению, на этом поле Барби проигрывает за счет неоднородности коллекций, когда одновременно выходит роскошная Барби-невеста от Веры Ванг (четвертая!!!) и игровая Барби Тайна Феи отвратительного качества.

Но главный недостаток Барби оказывается и ее главным достоинством. В то время как фэшн-дизайнеры одевают своих кукол в собственном стиле (попробуйте представить куклу Тоннера в стиле Тарины Тарантино, или Fashion Royalty, одетых «от Кельвина Кляйна»), сотрудничество с приглашенными звездами фэшн-индустрии позволяет Mattel составить энциклопедию моды в формате 1/6.

Выпуская дизайнерских Барби, Mattel переносит акцент с «Barbie» на ее модную одежду. Такие мини-манекены теряют свою кукольную идентичность и становятся дизайнерской игрушкой, которая абсолютно бесполезна в быту — и тем приятнее потратить на нее деньги, как на любую другую модную вещь.

Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*