Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru
У Барби много родин, и одна из них — Япония: напомним, что производство Барби первоначально размещалось именно там. Но Барби не всегда чувствовала себя комфортно на японском рынке. Провал молда Superstar в Японии 80-х вынудил Mattel довериться японским компаниям, уверенно чувствующим себя на местном рынке. В 1981 году Mattel обратился за помощью к фирме Takara, производителю куклы Licca-chan.
Барби для японского рынка. Takara. Фото lily2980
Дизайнеры и маркетологи Takara сумели сделать куклу Барби понятной и близкой японским детям. Барби стала «японкой»: подростковое тело, большие глаза, стиль аниме. Но когда в 1986 году Mattel отозвал лицензию на производство Барби, стало очевидным, что американская компания вырастила себе конкурента в лице Takara. Потеряв право на использование имени Барби, Takara просто переименовала свою куклу в Jenny.
К выбору нового партнера компания Mattel подошла осторожно. Новые японские Барби выпускались уже не под чужим именем (Bandai, известный японский производитель игрушек с 1950), а под «коллаборационным» - Ma-ba/Maba/MABA (Mattel-Bandai).
Фактически Ma-ba пришлось отвоевывать у Takara позиции на рынке fashion-кукол. И тут, как говорится, «жизнь не удалась, но попытку засчитали»: стратегию выбрали правильную, но она провалилась. Атаку на японского покупателя начали по всем фронтам. Детям — узнаваемые аниме-личики и серию Glamorous US Barbie, куклы которой имели номера вместо имен и выходили ограниченным тиражом по 500 экземпляров (очередную партию «суперстарок», которые в это время на Западе были на пике популярности). Взрослым — официальный клуб коллекционеров Barbie Collectors Club Japan и кукол из PB Store.
PB Store (Pretty Bunny Store) были открыты как специализированные магазины Барби в Токио. Здесь продавались не только куклы PB Barbie, но и всевозможная меморабилия — кружки, блокноты, винил и т.д., и т.п. Здесь проводились мероприятия и клубные встречи (и собственно запись в клуб). Очевидцы с восторгом вспоминают об уникальных экспозициях Барби, которые украшали залы магазинов.
К сожалению, оба магазина PB Store просуществовали всего два года и закрылись уже в 1988. Отчасти это произошло потому, что концепция PB Barbie значительно опередила свое время.
Автором концепции стал один из сотрудников Bandai — Mr.Komiya, страстный коллекционер винтажных Барби. Он предложил запустить производство новых кукол на основе старых молдов, хорошо знакомых выросшим японским девочкам — первого молда Барби в более поздней версии Bubble Cut 1962 года, и Twist N Turn 1967/1968 года. При этом Ma-ba не ставила перед собой задачу создания кукол-репродукций в их современном понимании — они планировали возродить саму сущность ранних Барби, а не повторять винтажные модели. Поэтому акцент был сделан на высочайшем качестве кукол, ручной росписи глаз и губ (брови и ресницы «штамповались» машиной, но даже малейшая неточность отбраковывалась). Одежда также отшивалась вручную, обычно малыми тиражами — не более полусотни. Существовали и многочисленные аутфиты, выполненные в единственном экземпляре. Дело в том, что ткани для нарядов PB Barbies не производились под заказ, как было с миллионными тиражами аутфитов для Барби от Mattel. Ткани тщательно подбирались под стандарт 1:6, но покупались в обычных «человеческих» магазинах. Всем, кто шьет на кукол, знакома ситуация, когда покупаешь небольшой кусочек ткани на пробу, через какое-то время шьешь интересное платье, а повторить дизайн уже не можешь, потому что ткань пропала из продажи.
Кукол обшивала целая команда профессиональных и талантливых портних, поэтому одежда сидела как влитая. Ассортимент одежды был огромным и включал в себя как репродукции винтажных нарядов, так и современную моду и даже «ролевые» аутфиты (девушка-зайчик Playboy, вариации на тему формы французской горничной). Нельзя не упомянуть и роскошные миниатюрные аксессуары — украшения, сумочки, шляпки, корзиночки, букетики, собачек…
Японская кукла Барби с молдом 1961/1962 года и прической «конский хвост». PB Store. Фото donna0709
Именно в конце 1980-х волна ностальгии по «настоящей» Барби захлестнула не только Японию: те же настроения царили в Америке. Достаточно вспомнить Билли Боя и его куклу Mdvanii, а также первых коллекционных кукол Барби. Но японцы, как обычно, пошли дальше: более чем за 10 лет до появления BJD они реализовали концепцию «кастомной куклы». Покупатель мог либо купить в PB Store готовую куклу, либо заказать куклу «под себя». Можно было выбрать молд, цвет глаз, цвет волос и прическу. Выбор был, конечно, ограничен (то есть Барби все равно оставалась Барби — никто не стал бы, скажем, рисовать ей красные глаза или делать нетипичную для ранних Барби прическу-афро).
Сейчас куклы PB Barbie встречаются крайне редко и стоят дорого, за ними охотятся знающие коллекционеры всего мира. Однако в 1980-х та ностальгия, которая породила феномен PB Store, его же и убила. Даже японские коллекционеры, посещавшие PB Store, признаются, что тогда больше ценили подлинный винтаж и не смогли разглядеть уникальность и свежесть концепции. Спрос на кукол PB Barbie был не настолько велик, чтобы окупить их высокую себестоимость и содержание магазинов. В 1988 году оба магазина были признаны убыточными и закрыты. Один из японских коллекционеров прямо говорит, что был в PB Store, ничего не понял, купил себе кружечку, а сейчас очень жалеет о том, что проглядел настоящее сокровище. Чувство, до боли знакомое любому коллекционеру: «Вернуться бы на N лет назад и скупить всё!»
Марина Письменская www.dollyshouse.ru, Екатерина Зиборова www.dollplanet.ru
Японский коллекционер — о PB Barbies
Фото PB Barbies и каталогов в японском блоге
Читайте также о региональных релизах Барби и ее друзей на BarbiePlanet.ru
Потрясающе интересная статья! Спасибо!